История Sydney to Hobart Race

Эти 628 морских миль бросают вызов каждому, независимо от опыта и мастерства. Каждый старт этой регаты собирает сотни тысяч зрителей на берегу, на воде, и даже в воздухе на вертолетах — не говоря уже про миллионные телевизионные аудитории по всему миру.

Регату Сидней — Хобарт часто называют самой изматывающей океанской гонкой в мире — в окружении самых красивых пейзажей. После захватывающе красивого старта в Сиднейской гавани флот выходит в Тасманово море, спускается вдоль юго-восточного побережья Австралии, и через Бассов пролив выходит к восточному побережью Тасмании. Этот остров находится в «ревущих сороковых» широтах на пути штормовых западных ветров. Повернув направо в Штормовой Залив яхты выходят на финишную прямую вверх по реке Дервэнт к порту в Хобарте.

За свою многолетнюю историю гонка Сидней — Хобарт стала одним из крупнейших ежегодных событий в мировом яхтинге. Принять участие в регате могут как профессиональные, так и любительские экипажи. Требования к лодкам по безопасности очень высоки. А после трагедии 1998 года в силу вступили особые положения по квалификации экипажей и подготовке лодок к оффшорным гонкам.

В тот год сильнейший шторм встретил флот в Бассовом проливе. Яхты с дистанции сообщали о скорости ветра в 80 узлов и двадцатиметровых волнах. Шестнадцать экипажей подали сигналы бедствия, 56 яхтсменов были эвакуированы спасательными вертолетами, 5 яхт затонуло, шесть яхтсменов погибли…

Эти шесть сотен миль от Австралии до Тасмании считаются одними из самых сложных для прохождения: Бассов пролив, соединяющий Тасманово море с Индийским океаном, знаменит своими штормами и сильными течениями. Только один раз за всю историю регаты Сидней — Хобрат, в 1952 году, число финишировавших лодок равнялось числу стартовавших — 17.

Что самое удивительное, в отличие от других, не менее знаменитых океанских гонок, Сидней -Хобарт изначально задумывалась, как приятная рождественская прогулка в компании друзей-яхтсменов.

Непобитый рекорд и 12 фунтов тушенки

В апреле 1945 один из первых членов Австралийского крейсерского клуба (CYCA), художник Джек Эрл, встал на якоре рядом с тасманской яхтой Солтэйр в бухте Сиднея. Эрл подумывал о новогоднем семейном круизе в Хобарт и решил справиться у соседей насчет карт. Хозяевам лодки, Берт и Рус Уокер, так понравилась его идея, что они тут же решили присоединиться. Слух о предстоящем путешествии потихоньку разошелся среди яхтсменов, и вскоре один из основателей CYCA, Питер Люк тоже выразил желание поучаствовать. На очередном собрании клуба, посвященном встрече с известным британским гонщиком и военным летчиком Джоном Иллингвортом, Питер обмолвился британцу о предстоящем новогоднем круизе. Тот тут же встрепенулся: «Почему бы не сделать из этого гонку?»

Благодаря связям с командованием эскадрильи RAAF к обеспечению удалось привлечь даже военную авиацию Ее Величества. Так что когда 26 декабря 1945 года девять круизных яхт вышли на старт в бухте Сиднея, над ними барражировал британский военный самолет. Предосторожность оказалась не зряшной. Уже на следующий день гонщиком накрыл шторм с ветром до 50 узлов, заливающим лодки дождем и громадными волнами. Яхтсмены пытались найти укрытие под берегом Нового Южного Уэльса. Пилоты британских самолетов сопровождения сообщали, что потеряли из виду несколько яхт. Сообщения о гонке вышли на первые полосы газет. Разворачивающаяс в океане драма настолько захватила воображение австралийского яхтенного сообщества, что именно с гонки Сидней — Хобарт океанские регаты стали основным направлением развития новообразованного «крейсерского» клуба.

Тем временем, один из основателей Австралийского крейсерского клуба и зачинателей гонки, Питер Люк, стоял на якоре за высоким скалистым островом Брули. Укрывшись от шторма, он отправился на берег позвонить домой, сказать, чтобы не волновались. Затем вернулся на борт, приготовил наваристое рагу из 12 фунтов свежей говядины — и всем экипажем улегся спать. Они, может, и были в океанской гонке, но еще не были «океанскими гонщиками». В той первой гонке он установил рекорд, который до сих пор не удалось побить никому — самое долгое время прохождения дистанции. 11 дней, 6 часов и 20 минут. Как сам он любил шутить: «Такое не под силу даже девчачьей команде!»

628 миль в подарок

«У нас сложилась добрая традиция: каждый год, 26 декабря мы с друзьями ходим в гонку…» Так могла бы звучать популярная фраза из советской новогодней комедии в интерпретации не одного десятка яхтсменов. 26 декабря в западной традиции — семейный праздник, «Boxing day». День когда достают и открывают подарки из под рождественской елки. Именно в этот день, каждый год, уже больше полувека, на старт в бухте Сиднея выходит до сотни, а порой и по несколько сотен яхт, чтобы принять участие в одной из самых сложных океанских регат. Маршрут все эти годы остается неизменным. Несмотря на суровые условия, наравне с профессионалами в схватку со стихией вступают любительские, женские, и даже семейные экипажи. Самому младшему из участников было 18 лет, самому пока старшему шкиперу в гонке 2008 года было 86.

Впрочем, легендарный австралийский шкипер Сид Фишер, на счету которого уже 42 регаты Сидней — Хобарт, в том числе и несколько побед, пока на покой уходить не намерен. А ему в 2011 году уже 84. В 2010 он пришел девятым по IRC и пятым по ORCi. При этом погодные условия были более чем традиционными: шторм, дождь, ветер до 50 узлов. Десяток яхт сошли с дистанции из-за повреждений.

Как отзывались «старожилы»: «Все тот же старый добрый Сидней-Хобарт. Мокро, неуютно, изнурительно».

Гонка 2010 года знаменательна еще и тем, что в ней участвовали российские экипажи на яхтах Vamp (Corby 49) и Merit (Volvo 60). Каждая пришла второй в своем дивизионе. Трудно придумать более дорогой и желанный новогодний подарок для яхтсмена.

Записаться вэкипаж

Комментарии закрыты.