50th Deauville Race. Первая гонка сезона через Ла Манш.

«Вы действительно член клуба? — гоночный инспектор с удивлением отложил вилку, внимательнее посмотрел на меня и восхищенно обернулся к соседке: — Дорогая, он член Королевского океанского гоночного клуба!» «О, неужели?!»
Пока мы предавались вредной привычке на веранде довильского Hotel du Golf, остальные экипажи заняли все столы, лишив российскую команду и устроителей гонки шанса на изыски французской кухни. Официанты, признав оплошность, быстро соорудили дополнительный стол, и теперь наши красные клубные поло и строгие пиджаки британцев из гоночного комитета стали живописным центром всей композиции огромного банкетного зала. «Может, желаете отдельный стол?» — вполголоса осведомился распорядитель у секретаря JOG, высокого седовласого джентльмена, затянутого в строгий блейзер и галстук с клубным логотипом. «Ну что вы! — воскликнул тот. — Здесь так интересно, это же русский экипаж!». Секретарь нетерпеливо вернулся к прерванной беседе: «А где вы там гоняетесь, в России? В Москве?». «Ну, у нас, вообще говоря, много морей и даже океанов, — улыбнулся Родион, — беда только, что большая часть во льдах. Поэтому предпочитаем гоняться здесь, а лед использовать для джин-тоника». «Великолепно! — расхохотался секретарь и махнул рукой распорядителю: — Давайте в конце банкета провозгласим отдельный тост с водкой за интернациональное участие в юбилейной гонке! Организуйте, пожалуйста».

Юбилейная гонка в Довилль собрала рекордный флот за свою полувековую историю. 1 июня 2012 года на стартовую линию у Яхтенного Эскадрона в Каусе вышли 107 яхт с экипажами из Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и США. Россию в этой интернациональной гонке представляли два экипажа — наш Клуб океанских гонок «600 миль» на First 40.7 “Profile” и команда яхтенной компании «Кабестан» на Reflex 38 “Intuition”.

Для британских королевских яхт-клубов гонка в Довилль всегда занимала в календаре особое место. Старейшие клубы, Южный и Лондонский, открывают ею оффшорный сезон. Собственно, традиционно все и обставляется именно как торжественное открытие. Накануне старта клубные экипажи собираются в Южном королевском клубе в Хэмбле на неформальный прием. К участию допускаются не только парусные, но и моторные яхты — в своем дивизионе. К тому же, в отличие от гонок Королевского океанского гоночного клуба, здесь есть контрольное время финиша — чтобы все экипажи успели к торжественному ужину в одном из гольф-клубов фешенебельного французского курорта на другом берегу Ла Манша. Собственно, поэтому гонку в Довилль до сих пор чаще называли не гонкой, а «рейдом». Но так было прежде. Нынешняя, юбилейная, разительно отличалась от прежних увеселительных джентльменских прогулок через Канал.
После того, как в полдень от стартовой линии Лондонского королевского клуба к восточному выходу из пролива Солент ушли клубные и бело-парусные (бесспинакерные) дивизионы, к стартовой зоне подтянулись боевые флаги гоночных дивизионов IRC. В этом году Королевский океанский гоночный клуб приурочил свою первую в сезоне гонку через Ла Манш к довилльской регате, назначив традиционный приз Cervantes Trophy для первой лодки в дивизоне IRC на финише. Коме того, Южный королевский клуб придал этой гонке статус квалификационной к сентябрьской регате в Бискайском заливе. А французская гоночная ассоциация Union Nationale pour la Course au Large внесла Каус — Довилль в свой календарь одним из этапов чемпионата. В итоге, флот на старте собрался внушительный.
Среди фаворитов называли прошлогоднего победителя, Брайна Мида, вице-коммодора Южного Королевского Клуба на Westerly Typhoon «Wishful Thinking», First 40 «La Reponse» бывшего коммодора Королевского океанского гоночного клуба Эндрю Мак’Ирвина,транспак
«Pace» Джонни Винсента, и Corby 40 «Cracklin’ Rosie» Стивена Андерсона.

Мы себе в неформальные соперники традиционно определили монотипные First 40.7 и британский ЦСКА — команду парусной ассоциации армии Ее Величества, выступавшую в этот раз на Аршамбо 40 «British Soldier». С соотечественниками на «Intuition» решилиустроить дружеский матч, стартовав борт о борт с ближнего конца линии. Нашего боевого «Койота», увы, не успели к довилльской гонке доставить с Кариб, так что в гонку наш клубный экипаж вышел на монотипном First 40.7 «Профайл». Лодка была всем хороша, кроме балла — на 0.005 выше чем у Койота, так что предстояло эти грешные пять тысячных как-то реализовывать.

Прогноз погоды выдавал очень интересную тактическую задачу на предстоящие сто миль. Слабый, в три балла, западный ветер на старте, с заходом на северо-запад, к ночи обещал отойти на юг и скиснуть до 1-2 баллов, чтобы затем, продолжая отход к востоку, с полуночи усилиться до пяти баллов. Прогноз оправдался, но, как водится, частично.
За полчаса до старта 4 и 5 дивизионов на флагштоке Яхтенного эскадрона подняли красный флаг — «восточная» дистанция. Экипажи потащили на фордеки кисы со спинакерами. Но ветра первым стартовавшим хватило ровно настолько, чтобы живописно раскрасить Солент в паре кабельтов от Яхтенного Эскадрона. Второй и наш, третий, дивизоны уже цепляли спинчами ударную волну стратовой пушки. В поисках ветра подавляющая часть флота двинулась к северному берегу Солента. Уже потом, в Довилле, за аперитивом на веранде гольф-клуба, мы вместе с баковым, Кириллом Ершовым, мучительно пытались объяснить наше тактическое решение остаться у южного берега. Ну как, за бокалом шампанского, прилично перевести двум респектабельным джентльменам в пуловерах с логотипом Swan «ж…й чую: будет заход»?
К выходу из Солента в Ла Манш мы оставили далеко позади больше половины флота, и двинулись на юго-восток в сторону предсказаных капризов погоды — отхода с усилением на восток. Встречный штиль с юга не стал неожиданностью — пока не затянулся далеко заполночь.
Мучительная лавировка длилась почти до рассвета. Слабый ветерок в два-три узла задувал точно с финишного буя у Гавра. Сильное поперечное течение предлагало на выбор два варианта — либо мы медленно стоим в сторону Бельгии, либо споро катимся в Испанию. Хотелось все же во Францию, причем, к обеду в гольф-клубе.
Судя по навигационным огням, то и дело проплывающим в тумане, в этом желании мы были не одиноки. Хуже всего пришлось большим лодкам, которым просто не хватало ветра, чтобы даже сдвинуться с места. Около двух пополуночи мы со скоростью в полтора узла объехали пятидесятипятифутовый Swan, который изрядно потряс нас на старте, развернув разом два спинакера — на гроте и на бизани.
Мысль, как они там, в тумане, возникала потом не раз, когда приходилось уворачиваться от снующих по Ла Маншу сухогрузов. Один, особо упертый, заставил свалиться на пару миль, отняв не меньше часа от зачетного времени.
К рассвету ветер все же сжалился, и отошел дальше на восток, окрепнув до семи-десяти узлов. Ночной штиль, приливные течения и неожиданные тактические решения изрядно разбросали флот по все горизонту. Немалая часть заходила к финишу сильно выше по ветру, рассчитывая на финишный спурт под спинакерами. Впрочем, с запада тоже резался к знаку десяток парусов. Мы, в результате ночной штилевой лавировки, оказались где-то посередине, выходя на знак полным бейдвиндом, потихоньку подъедая ближайших соперников. За три мили до финиша шедший впереди экипаж не выдержал прессинга и таки дернул спинакер в отчаянной попытке оторваться — в результат скатился на добрую пару кабельтов под ветер, освободив нам путь. Шедшие следом за нами британские армейцы решили этот подвиг не повторять, и смайнали генакер. Оставшейся дистанции им все равно уже не хватало ни догнать, ни уж тем паче отыграть пересчет. Нам же остатка вышло как раз, чтобы стать первойFirst 40.7 на финише, с отрывом в одну минуту от ближайшего ферста — и в двух секундах от ближайшего соперника.
«19:21:58, — отсекали время с судейского, — 19:22:01, 19:22:52, 19:23:18» — и это приходы на ста милях дистанции!
Но затем в ход пошли калькуляторы, нам припомнили наши лишние пять тысячных балла, и с четвертого места мы скатились на седьмое в своем дивизионе. Гандикап такой гандикап. К счастью, Койот, с опозданием, но все же прибыл в Хэмбл, так что на предстоящих гонках в Сен Мало и Шербург шансы станут чуть-чуть ровнее. 

Экипаж клуба «600 миль» на гонке Каус — Довиль:

Игорь Зарецкий — шкипер
Расим Полоскин — штурман, тактик
Родион Полоскин — питман, шкотовый
Михаил Савельев — рулевой
Кирилл Ершов — баковый