Кайтбординг для яхтсменов

Кайт – это тот же парус, но с большим количеством степеней свободы. 25-30 метровые стропы управления позволяют кайту использовать более сильный и ровный ветер на высоте. В конструкции кайта отсутствует рангоут, и все элементы работают на растяжение. Вес кайта менее 5 кг, при площади парусности до 20 м2! Для сравнения, у гоночной яхты соотношение порядка 20 квадратных метров парусности на тонну. У швертбота национального класса эМ-Ка — 22 квадратных  метра на 305 кг.

В зависимости от типа поверхности, кайтинг делится на лендкайтинг (земля, песок), сноукайтинг (лед, снег) и кайтбординг (вода). Все эти направления очень хорошо развиты. В лэндкайтинге катание происходит на багги или маунтинборде.

По заснеженным просторам можно гонять на лыжах и сноуборде. Для воды, используются доски различной конструкции.

В кайтбординге существуют такие виды как:

Фристайл – выполнение трюков, как в вейкбординге, с перехватами планки управления, сложными вращениями и т.д.

Вейврайдинг – вид схожий с классическим серфингом.

Спидсейлинг – заезды на скорость.

Гидрофойл с кайтом. Невероятная по красоте конструкция. Этот вид выделен в отдельный гоночный класс.

Кайтрейс, гонки на кайтах — практически является разновидностью парусного спорта. Вид спорта признан ISAF. В последнем издании ППГ есть раздел посвященный кайту. Оборудование регулируется бокс-правилами «Formula Kite».

В серии гонок разрешено использовать 4 кайта и одну доску, стоимость комплекта снаряжения – около 5000 евро. Гоночный кайтбординг — один из самых доступных видов парусного спорта, при просто фантастических ходовых качествах. На лавировке кайтборд развивает скорость 15-17 узлов, двигаясь под углом 50 градусов к ветру. VMG – скорость движения на ветер, может превышать 10 узлов. На полных курсах скорость 25-30 узлов не является рекордной.

Кайтборд выходит на глиссирование при 2-3 м/с и с этого момента может идти всеми гоночными курсами. При более слабом ветре, можно медленно двигаться в полветра, либо теряя высоту. Если ветер внезапно заканчивается, кайт падает в воду и может быть перезапущен самостоятельно при усилении ветра.

Вот любопытный ролик 2010 года, где кайт соревнуется с 49er и Moth. С тех пор кайтеры еще прибавили в скорости!

Кайтовые гонки – интересный и сложный вид спорта.  Для уверенного поворота надо практиковаться пару сезонов. Вот как выполняется поворот фордевинд:

и оверштаг

попроще так:

или посложнее (выполняет Лена)

Главная руководящая и направляющая сила в кайтбординге – International Kiteboarding Association – IKA. Очень полезная организация. Активисты IKA пишут правила, проводят соревнования на высочайшем уровне и продвигают кайт в ISAF.

Формат гонок определяется требованиями ISAF – обеспечить зрелищность. Если участников более 50-и, то гонки проводятся в нескольких флотах. Старт дается против ветра. Расстояние до верхнего знака около одной мили. Дистанция состоит из двух-трех петель. Финиш – в галфвинд и располагается ближе к берегу. Гонка длится 15-20 минут. В день дается 4-5 гонок в каждом флоте.

Топ 10 соревнуются между собой в медальной серии гонок. Эти гонки короче. В заезде участвуют четыре спортсмена. Старт в галфвинд, верхние и нижние ворота находятся на расстоянии всего 300 метров. Решающее значение имеет техника старта, поворотов и умение быстро набирать скорость. Вот медальная гонка, где Лена Калинина (черный кайт) борется за право выйти в финал.

У кайта хорошие перспективы стать олимпийским видом спорта. Точнее, в мае 2012 года он им уже стал вместо виндсерфинга, но уже осенью того же года ISAF изменила свое решение и с перевесом в два голоса вернула виндсерфинг в ОИ. Наиболее вероятно, что на ОИ 2016 в Рио кайт будет представлен в показательных гонках, а в официальной программе будет с 2020 года.